Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности

Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности
Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности

Для автоматической блокировки дифференциала раньше часто применялась вискомуфта — принцип работы этого компонента на различных автомобилях одинаков: передача крутящего момента и его выравнивание в трансмиссии. Для внедорожных автомобилей разных типов наличие вискомуфты является хорошим плюсом, но не панацеей при преодолении серьезных препятствий. Автоматическая блокировка дифференциала имеет как плюсы, так и минусы, о чём и поговорим.

Вискомуфта — принцип работы и устройство

Мы уже говорили о том, какие бывают блокировки дифференциала. Теперь поговорим конкретно о вискомуфте, как об одной из разновидностей автоматических блокировок, ранее очень популярной. Вискомуфта принцип работы имеет достаточно простой и понятный — у неё герметичный корпус, в котором установлены плоские круглые диски. Некоторые из них соединяются с ведущим валом, другие — с ведомым. Поверхность этих дисков испещрена впадинами и выступами, а монтаж их осуществляется таким образом, чтобы расстояние между ними было минимально возможным. Диски постоянно вращаются при езде, но не соприкасаются. Поскольку внутри вискомуфты располагается еще и дилатантная жидкость на основе силикона, то при быстром вращении дисков (как правило, при застревании в грязи, на льду, при диагональном вывешивании) она расширяется и сгущается. Это обеспечивает необходимую силу давления на сами диски, прижимая их один к другому.

Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности
Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности

Так и осуществляется автоматическая блокировка дифференциала и внедорожник получает крутящий момент на те колеса, которые имеют лучшее сцепление с дорогой (или бездорожьем). Следовательно, джипер трогается с места и преодолевает препятствие.

Принцип работы вискомуфты прост — если оба вала двигаются равномерно, то диски в вискомуфте будут крутиться в одинаковой скоростью и дилатантная жидкость не густеет. Следовательно, давления на диски не происходит и они не соприкасаются. Если один вал начинает крутиться со скоростью отличной от другого, то и диски в вискомуфте начинают себя вести во вращении соответственно. Вырастает вязкость жидкости, вискомуфта блокируется и крутящий момент передаётся на нужное колесо.

Конечно, это не 100% блокировка, но лучше чем ничего. Хотя и у этого варианта блокировки дифференциала есть свои минусы.

Вискомуфта — недостатки и преимущества

Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности
Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности

Вискомуфта недостатки и преимущества имеет примерно в равной пропорции. В некоторых ситуациях такая автоматическая блокировка дифференциала реально помогает, в других же, может даже сбросить автомобиль с дороги:

  • Поскольку вязкость жидкости в этом устройстве зависит от скорости перемешивания, то узнать точный коэффициент торможения дисков не получится. Нет какой-то строгой линейкой зависимости данных свойств, поэтому вискомуфта в некоторых ситуациях может быть вовсе неэффективной;

  • Очевидным минусом некоторых вискомуфт является то, что их коэффициент полезного действия напрямую зависит от диаметра дисков и объема дилатантной жидкости. Поэтому устройства крупного размера значительно увеличивают клиренс джипа, что в некоторых ситуациях может быть весьма критично;

  • Также нужно помнить, что вискомуфты не имеющие свободного шестереночного дифференциала практически не используются, так как имеют очень крупную конструкцию и довольно маленькую эффективность;

  • А вот к преимуществам можно записать явную простоту конструкции вискомуфты. Её корпус может выдерживать очень высокие давления (до 15 атмосфер), а значит может эксплуатироваться даже в сложных условиях в течение длительного времени без каких-либо проблем;

  • Особого внимания вискомуфта не требует и её обслуживание можно свести к минимуму. Распространена практика, что при выходе из строя этого компонента его просто меняют целиком, не мучаясь с ремонтом.

Вискомуфта — применение в автомобилях

Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности
Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности

Вискомуфту применяли на большом количестве автомобилей, начиная с обыкновенных Lancia Thema и заканчивая различными Range Rover и Jeep Cherokee. Чаще всего она ставилась в качестве блокировки дифференциала между осями авто. Иногда вискомуфту ставят в качестве дополнительного блокирующего элемента в шестереночный дифференциал.

Вискомуфта применяется для синхронизации работы мостов джипа, крутящий момент у которых может в некоторых ситуациях отличаться друг от друга. Это удобное и простое решение из недорогого сегмента. Поскольку в простых условиях эксплуатации разница между крутящим моментом будет небольшой, то вискомуфты должно хватать для того, чтобы передний мост не проскальзывал относительно заднего.

На данный момент вязкостную муфту почти не ставят на автомобили, так как её применение с системой антиблокировки колес практически невозможно.

Вискомуфта — принцип работы и конструктивные особенности: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *