Тарантул — уникальная отечественная разработка 90-х

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Тарантул — интересная и инновационная (на то время) разработка полноприводного внедорожника, который был нацелен как на гражданский, так и на военный рынок сбыта. Но, как и большинство аналогов, не взлетел и проект остался пылиться до лучших времен. Будет ли реализован в первозданном виде — неизвестно. Хотя некоторые решения из этой разработки используются сейчас в современной полноприводной технике.

Тарантул — разработка питерского КБ «Кайман»

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Тарантул разрабатывался с прицелом на использование в российской армии. В 1990-м году вопрос об обеспечении войск лёгким и проходимым автомобилем стоял особенно остро. Тогда всерьез думали о внедорожниках нового поколения, многоцелевых и доступных автомобилях.

Времена были непростые, промышленность переживала спад, поэтому разработку многой подобной техники вели энтузиасты. Одним из таких коллективов было конструкторское бюро «Кайман» из Санкт-Петербурга. Разработка новинки велась несколько лет и во второй половине 1990-х был создан полноценный армейский полноприводный автомобиль, названный Тарантул. Для тех лет это было нечто новое и действительно интересное, объединяющее в себе хорошие качества различных внедорожников, известных в стране.

Тарантул — характерные особенности

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Автомобиль получится легким и проходимым. Его характерной особенностью можно назвать отличную унификацию с запчастями от различных серийных отечественных машин. Большая часть узлов ставилась с того, что было под рукой. Например, двигатель был взят с ВАЗ — мощность в 91 л.с и объем в 1,7 литра были вполне достаточными для такого внедорожника. Со всеми тестами машина справлялась отлично, даром что двигатель был по нынешним временам не самым прогрессивным и мощным. Также использовалась и отечественная КПП — поставили от ВАЗ-2107. Раздатку взяли у Нивы, а другие узлы — с различных отечественных авто (например, ручки — от «четверки»).

Руководствовались тем, что в случае поломки или неисправности внедорожник можно было бы починить прямо на месте, хоть в поле около села или деревни — всё было бы почти под рукой.

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Подвеску сделали торсионную, на поперечных рычагах. Амортизаторы применялись телескопические. Такая ходовая сделала автомобиль очень комфортным и позволила ему без особых проблем даже не преодолевать сложные препятствия, а как бы переползать их, обтекая подвеской. Собственно, также и по этой причине он получил такое своё название — Тарантул.

Такое решение позволило и снизить нагрузку на всю конструкцию внедорожника, поэтому он считался на то время достаточно надежным, пройдя ряд очень тяжелых тестов на бездорожье.

Рулевое червячное управление комплектовалось гидроусилителем, а кузов был цельносварным. Он делался из сплава алюминия и магния, что обеспечивало как жесткость, так и легкость. Кроме того, такая конструкция кузова позволяла обеспечить вездеходу некоторую плавучесть, хотя ходовые испытания в этом плане не проводились. Предполагалось поставить на машину водомет, но до этого так и не дошло.

Внедорожник Тарантул мог перевозить шесть пассажиров, а также различное дополнительное оборудование и даже вооружение. Как можно видеть, оптимального у этой модели было много чего, а расходы вполне сопоставимы с починкой обыкновенных советских автомобилей.

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Топлива потреблял этот прототип достаточно много, поэтому запас хода был небольшим — всего 245 километров. Кроме того, максимальная скорость автомобиля не превышала 80 километров в час, но были планы кое-что изменить и увеличить скорость до 120-130 километров в час, хоть при этом проходимость и снизилась бы.

Прототип оснащался шинами низкого давления от 0,1 до 1 атм, что обеспечивало ему преимущество при преодолении болотистой местности и других сложнодоступных для обычных внедорожников участков. Заявлялось, что за счет низкого давления шин на внедорожнике можно было бы проходить даже по некоторым минным полям, хотя и в этом плане испытания не проводились.

Тарантул — испытания и применение в армии

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Испытания внедорожник прошел в гористой местности в 1999-м году. Отмечалась отличная проходимость за счет торсионной подвески и шин малого давления. Кроме того, оригинальный колесный редуктор позволял двигаться с хорошими оборотами даже на малых скоростях, что давало автомобилю преимущество даже на очень сложных участках.

Интересно, что в 1998-м году тоже проходили испытания, в которых этот автомобиль не участвовал. Но там был его предшественник — Кайман. И в многочисленных тестах он опережал американский Хаммер по всем параметрам. Тарантул был куда лучше Каймана, поэтому вполне мог стать полноценным армейским легким автомобилем.

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Благодаря универсальности, легкости, ремонтопригодности и отличной конструкции внедорожник мог использоваться в любой местности, практически с любым типом легкого вооружения. В качестве разведывательного автомобиля ему не было бы равных, но по различным причинам проект так и не был принят на рассмотрение.

Армейское тестирование решили не проводить, да и вообще, новинку встретили довольно прохладно. А в 90-х движение Off Road в наших странах не было так сильно развито, как сейчас, поэтому и гражданские слабо интересовались этим прототипом — не было заказано ни одного образца для частного использования.

Тарантул - русский внедорожник 90-х
Тарантул — русский внедорожник 90-х

Найти информацию по современному состоянию этого проекта не получилось, но разработка вряд ли куда-то пропала. Лежит, дожидается своего часа. С современным развитием движения 4х4 этот внедорожник вполне может стать годной основной для постройки Off Road монстра, хотя, что более вероятно, мы так никогда и не увидим это интересный автомобиль, собранный из отечественных запчастей, на просторах нашего бездорожья в деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *