Катькин мост около Федоровского леса

Катькин МостКатькин мост — так в народе называют место, расположенное около поселка Федоровка и реки Каратыш. Ранее это был каменный мост, по которому Екатерина 2 ездила в Крым, а сейчас это восстановленный веревочный мостик с деревянным полом, состояние которого на 2017 год оставляет желать лучшего. Место интересное и весьма примечательное, поэтому мини-экспедиция на внедорожниках к нему достойна рассмотрения.

Где находится Катькин мост географически?

Катькин МостМост пролегает через верхнюю часть реки Каратыш, примерно в пяти километрах строго на север от с. Федоровки, на территории Володарского ОРХ. Его координаты — 47°14’36″N и 37°5’40″E. К 21 веку мост почти окончательно пришел в разруху и упадок, но члены Володарской районной организации общества Охотников и Рыболовов его восстановили и сделали одной из примечательных достопримечательностей своих мест. Но если ранее это был мост, по которому во время Второй Мировой Войны проезжали танки, то сейчас это пешеходная веревочная переправа, находящаяся далеко не в лучшем состоянии.

Добраться до Катькина моста можно как с Федоровки — проехав по руслу реки или рядом, по бездорожью на север. Либо с более северного села Украинка, проехав от неё строго на юг.

Катькин мост — история окрестностей и самого моста

Катькин МостМеста около Федоровки и реки Каратыш — примечательны и сами по себе, без достопримечательной. Еще в древние времена примерно здесь располагалось пересечение важных торговых и миграционных путей из Европы в Китай и Индию. Через эту реку проходил как раз один из таких трактов, который шел как через Днепр в сторону Европы, так и через Крым к Черному морю.

Вся эта местность была Половецкой степью, через которую проходили монгольские завоеватели в 13 веке на Европу, европейские монахи, следовавшие в Азию и редкие путешественники, которые описывали эти места как «Дикое Поле» и «Земля из костей и мертвых голов, разбросанных по траве, подобно навозу». Тут никто не жил и лишь редкие стоянки кочевников временно занимали места на побережье реки.

Катькин МостИз примечательных событий окрестностей можно вспомнить немалую битву в 1223 году между русским князем Мстиславом Романовичем и татарами. Последних было гораздо больше русских и перейдя Каратыш (которую они называли Кара-Тыш — Черный камень), они окружили дружину князя и несколько дней пытались её уничтожить. Так и не удалось татарам побороть князя в честном бою и обманов вынудив русских сложить оружие, кочевники перебили всех до последнего.

Катькин МостЧуть позже, уже к 18 веку, некоторые правители пытались предпринять меры для заселения этих мест. Например, тот же Петр 1 или Екатерина 2 старались заселить сюда переселенцев, которые смогли бы расширить земли государства и облагородить их. Но по статистике, до 1750 года на этой территории практически никто не жил — тут была степь. Юридически места эти входили в Запорожскую Сечь, но в 1775 году Екатерина 2 положила начало развитию основанной еще в 1708 году южнорусской Азовской губернии, которая должна была стать близнецом соседней губернии — Новороссийской.

Возведение Катькина моста, мариупольские переселенцы и знаковые события

Катькин МостИменно в этом году началась подготовка по переселению греков в Приазовский край, чем руководил из Крыма непосредственно легендарный полководец А.В.Суворов. Один из его полковников, который был ответственен за успешное осуществление плана миграции, в 1777 году и построил нынешний Катькин мост — тогда это был просто деревянный мост в верхней части реки Каратыш.

Катькин МостПо этому мосту в наши земли в 1778 году перешло огромное количество народу — более 3700 семей, которые, можно сказать, и основали наш Мариуполь, фактически поселившись именно на этой территории нынешнего города. Поэтому Катькин мост интересен еще и этим — можно сказать, что именно с него пришли первые поселенцы-основатели Мариуполя, а значит это место примечательно уже само по себе этим маленьким фактом.

Катькин МостПочему мост был всё же назван Катькиным — потому, что именно через него осуществлялось путешествие императрицы Екатерины 2 в Крым и обратно. Было это событие в 1787 году, как раз накануне крупной турецкой войны.

Мост специально переделали для продвижения по нему крупных сил императрицы. Помимо моста велась разработка, укрепление и улучшение всех дорог, ведущих непосредственно в Крым. Фактически, строительство обновленного моста из камня началось в 1784 году и отвечал за него царский инженер-полковник Н.И.Корсаков. Деревянный мост был демонтирован в связи с полным обветшанием, а насыпь по обеим сторонам сделали более утрамбованной речным песком и диким камнем. Сверху подъезды к мосту были сделаны мощеной брусчаткой, а на берегах расположили каменные быки-опоры, высота которых была около 5 метров. Пролет моста был около 20 метров и на него были уложены две крупные чугунные балки двутаврового типа, сделанные на Тульском заводе. Вдоль насыпи также были установлены прямоугольные столбы, имеющие форму четырехугольной пирамиды. На гранях столбов можно было увидеть два перекрещенных якоря в адмиралтейском стиле — это символ Азовской губернии и Петровского флота.

Катькин МостСтроительством моста занимались непосредственно служивые Мариупольского казачьего полка, а также крестьяне и каторжане. Завершили они своё дело к сентябрю 1784 года — это официальная дата постройки каменного моста. Мост был освещен губернатором Азовской губернии, которым на то время был В.А Чертков, который бросил в реку с него царский червонец на удачу и счастье всем путникам.

Катькин МостЕсть поверье, что если сейчас загадать желание, стоя на мосту и бросить в реку с него монетку, то он обязательно сбудется!

Также известно, что Екатерина останавливалась на ночлег около этого моста и подойдя вечером к одному из столбиков, положила на него руку и сказала «Я возвратила то, что было оторвано». С тех пор есть еще и такое поверье, что если прикоснуться к этому же столбу, то в коммерческих делах можно получить большую удачу. Но какой из них тот самый — неизвестно.

Впоследствии же заселение нашего края велось постепенно, но планомерно. Мост периодически использовался по назначению — в 20е годы через него проходили тачанки анархиста Батьки Махно, конница Красной Армии Буденного, а в 40е годы — немецкие танки, которые шли в наступление на Ростов и Мариуполь. После своего бегства из Мариуполя немцы попытались взорвать за собой мост в 1943 году, но сделали это лишь частично, обрушив одну из двух балок в реку. С тех пор Катькин мост начали именовать как Разбитый мост, но название это надолго не прижилось. После взрыва, учиненного немецкими оккупантами, каменные колонны и опоры остались целыми, но дорога постепенно стала заброшенной — никто восстанавливать мост не спешил. Брусчатка и прочие элементы моста и около него стали разбираться местными жителями для своих нужд и целей. Но, что интересно, с основания моста вытащить так ничего и не смогли — кладка и известковый раствор на куриных яицах, которым её делали, были великолепными даже по меркам нашего времени.

Катькин МостОставшаяся после взрыва балка в 70х годах была вырезана охотниками за металлом и сдана в какой-то пункт приема, а вторая вроде как увязла в трясине, но сейчас её уже не найти. Дорога почти исчезла, заросла лесом и травой, а часть её была распахана на окружающих полях.

Но до сих пор местные сельчане верят, что если в ночь с 3-го на 4е июня побывать в этом месте, то можно узреть дух самой императрицы, услышать голоса людей и музыку, ржание лошадей и призрачный лагерь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *