ГАЗ-69 — один из самых массовых отечественных внедорожников

ГАЗ-69
ГАЗ-69

ГАЗ-69 — один из самых массовых советских внедорожников, серийно производимых с 1952-го по 1972-й годы (а в Румынии и до 1975-го). Автомобиль создан на легендарном Горьковском автомобильном заводе целым коллективом конструкторов и первые тестовые образцы появились еще в 1948 году. Внедорожник до сих пор пользуется огромной популярностью и практически в каждом клубе 4х4 такой автомобиль есть, успешно занимая на соревнованиях первые места и подвергаясь многочисленным модификациям и модернизации.

ГАЗ-69 — история создания массового отечественного внедорожника

ГАЗ-69
ГАЗ-69

Как уже было сказано выше, первые варианты ГАЗ-69 появились в 1948 году, но разработка началась чуть раньше — в 1946. Самые первые автомобили, проходящие тесты, носили название «Труженик». После многочисленных тестов и пробегов, когда основная концепция автомобиля была подтверждена и закреплена, в 1953 году начался его серийный выпуск. Можно считать датой рождения ГАЗ-69 день выхода первого автомобиля с конвейера — 25 августа. В народе вездеход назывался козлом или козликом за характерное подпрыгивание при езде по бездорожью и огромная популярность ему была обеспечена. Свернули производство на ГАЗ в 1956 году, отдав разработки, документацию и детали в Ульяновск, на завод, который чуть позже стал современным УАЗ. Уже после этого ГАЗ-69 стали собирать из узлов разработки и производства непосредственно Ульяновского автомобильного завода.

ГАЗ-69 делали в двух модификациях — был вариант на 2 двери и 8 мест с откидным задним бортом и боковыми лавками вдоль кузова внутри, а также так называемый командирский вариант, предназначенный по большей части для сельскохозяйственной деятельности — это был ГАЗ-69А, у которого было уже 4 двери и кузов на 5 мест. Сзади стояло относительно комфортное 3 местное сиденье.

ГАЗ-69
ГАЗ-69

Интересно, что именно на базе ГАЗ-69 с 1955-го года на Горьковском автомобильном заводе стали делать полноприводную Победу — ГАЗ-М72. Кузов использовался от классической М-20 Победы, а шасси и остальные узлы от ГАЗ-69. Также стоит отметить, что на базе ГАЗ-69 выпускалась малыми партиями и малоизвестная амфибия — ГАЗ-46 (он же МАВ).

Чуть позже, уже к 1970 году на УАЗ стали выпускать модернизированную версию внедорожника — ГАЗ-69-68. Отличия от оригинала были в мостах — они ставились от грузового УАЗ-452. Также интересно, что на базе ГАЗ-69 размещали противотанковую установку Шмель — 2К15 (это ПТУР из 4 ракет).

ГАЗ-69
ГАЗ-69

На базе этого автомобиля также делали интересный образец ГАЗ-19 — фургона 4х2, который применялся для развоза почты и был почтовым автомобилем в СССР.

Обращаясь к статистике можно увидеть колоссальное количество выпущенных образцов ГАЗ-69 — более шестьсот тысяч единиц примерно за двадцать лет — внушающая цифра. Помимо использования в СССР, внедорожник успешно экспортировался практически по всему миру — официально в 56 стран, неофициально — в намного большее их количество. Интересно, что для экспорта делали внедорожники в особенном исполнении под определенный климат, например, ГАЗ-69М или ГАЗ-69АМ.

ГАЗ-69 - панель приборов
ГАЗ-69 — панель приборов

Сотрудничая с партнерами, Союз передал документацию с технической частью для разработки в Румынию и в Северную Корею — там начали производить свои собственные модели ГАЗ-69 с адаптацией под конкретные местные условия.

Кроме того, на заводах СССР для структур МВД ГАЗ-69 дорабатывался путем установки металлической крыши.

ГАЗ-69 — технические характеристики и особенности внедорожника

ГАЗ-69
ГАЗ-69

На внедорожник ставили 1-дисковое сухое сцепление, 3-ступенчатую КПП (аналогична тем, что ставили на М-20 Победу, но с напольным рычагом переключения передач). Раздатка была на шестернях, с двумя передачами 1,16 и 2,79, при этом, самая низкая передача подключалась только после подключения, в свою очередь, переднего привода.

Автомобиль оснащался тремя карданами, главную передачу делали конической и одинарной. Дифференциал у внедорожника был с 2 сателлитами, а полуоси разгруженными. В переднем мосту были отключаемые ступицы, поэтому без использования полного привода можно было сэкономить немного топлива. Особенность ремонта КПП — она разбиралась через пол салона и узлы извлекались наружу сверху.

ГАЗ-69
ГАЗ-69

Что касается кузова, то почти все автомобили оснащались тентами, натянутыми на каркас. Верхние части боковых дверей делали съемными. Рамка ветрового стекла могла подниматься вперед и вверх, а если складывать тент, то стекло опускалось на капот и фиксировалось на кронштейны. Боковины капота можно было демонтировать, что позволяло в летнее время лучше охлаждать двигатель.

ГАЗ-69 Off Road
ГАЗ-69 Off Road

ГАЗ-69, как один из наиболее массово производимых при СССР, до сих пор очень часто встречается на дорогах стран СНГ и активно применяется для активного отдыха и при езде на бездорожье, встречается в клубах Off Road и 4х4, модернизируется и улучшается, по праву конкурируя со своим основным соперником (во многих смыслах) — УАЗ-469 и его модификациями.

ГАЗ-69 — один из самых массовых отечественных внедорожников: 6 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *