ГАЗ-67 — история создания легендарного автомобиля

ГАЗ-67
ГАЗ-67

Популярный на протяжении всей Великой Отечественной войны советский легковой внедорожник ГАЗ-67 сыграл важную роль в финальном этапе боевых действий. Этот автомобиль, разработанный на базе узлов и деталей ГАЗ-М1, модернизировали из ГАЗ-64, сделав открытый кузов без дверей и крыши. Использовался он в роли тягача орудий, скорой для транспортировки раненных, в роли штабного и даже разведывательного лёгкого внедорожника. Применяли ГАЗ-67 и на протяжении Корейской войны, где он выполнял практически те же функции, зарекомендовав себя надежным и эффективным для своих целей внедорожником.

За время участия в войнах и в гражданское мирное время ГАЗ-67 успел получить множество прозвищ: козлик, блоха, газик, пигмей, ХБВ (хочу быть «Виллисом») и другие. Даже в Польше он был в своё время весьма популярным, где его называли «Чапаев». На протяжении всей войны производство этого внедорожника не было массовым — сделали лишь 4.851 автомобиль, поскольку основной упор тогда делали на массовое изготовление бронированного авто марки БА-64Б.

В тот период джип производился в двух модификациях — ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б. Серийное производств окончилось к 1953-му году. В общей сложности к этому году было сделано 92,843 джипа.

ГАЗ-67 в сборочном цехе
ГАЗ-67 в сборочном цехе

В спокойное время, после 50х, ГАЗ-67 активно эксплуатировался в мирной жизни и не только военными. Это была удобная машина, которую предпочитали брать в МВД и МГБ, использовать в сельской и лесной местности, в хозяйстве с самыми разными целями. Даже в геологической разведке были на балансе именно ГАЗ-67. Интересно, что на базе этого внедорожника тогда начали делать бурильную машину БКГМ-АН и снегоочистительные агрегаты. В последнее десятилетие производства машина стала намного удобнее своего первого варианта, надежнее и во многом более добротная. Она хорошо работала на топливе плохого качества, отлично переносила серьезные перегрузки, ездила весь срок эксплуатации по паспорту, но и отрабатывала его сверх всякой меры. ГАЗ-67 был прочным, имел хорошую проходимость, неплохую тягу и неприхотливость в обслуживании.

ГАЗ-67 - бурение ям под посадку деревьев
ГАЗ-67 — бурение ям под посадку деревьев

История ГАЗ-67 — советского лёгкого внедорожника

Осенью 1940-го года вопрос о модернизации оснащения всей Красной Армии был весьма актуальным. Как раз тогда в Горьком спроектировали и испытали образец ГАЗ-61-40 — одного из первых советских легковых автомобилей 4х4. Конструкторам дали снимки американского лёгкого внедорожника Бантам, пожелав увидеть нечто аналогичное, но лучше и проще в обслуживании. Чертежи достать не удалось, поэтому в качестве основы советского джипа взяли элементы и различные узлы с уже готового ГАЗ-61: оба моста, раздатку, карданы и систему руления, оригинальные колеса и тормоза, а также многое другое. КПП на 4 ступени, двигатель и систему сцепления для нового джипа взяли с «полуторки», а вот карбюратор поставили более совершенный, модернизированный. Была усилена и система охлаждения. С нуля создавалось тоже много важных элементов авто: кузов и рама были сделаны полностью заново, система охлаждения, вся передняя оригинальная подвеска и части передка тоже проектировались с нуля, также, как и бак для бензина, сидения, рулевые тяги и другие элементы. Кроме того, конструкторам дали ТЗ на уменьшение колеи нового автомобиля, чтобы он влазил в десантный отсек ПС-84 — специального самолета (наш ЛИ-2).

ГАЗ-67 - вариант с жесткой крышей
ГАЗ-67 — вариант с жесткой крышей

Новый джип получил рабочее название ГАЗ-64-416. Начало его проектирования стартовало в начале февраля 1941-го года. За 2 недели сделали первые наброски и чертежи, и еще через 2 недели, спустя месяц с начала проектировки, приступили к сборке самого первого внедорожника. В середине марта были закончены работы по кузову, а к концу марта полностью готовый советский джип покинул завод самостоятельно. Испытания приближенные к военным условиям техника прошла в апреле, попав на фронт в августе. До самого конца 1941-го года на заводе собрали 601 автомобиль, но нужно отметить, что производство велось уже по временной технологии. Например, кузова, которые делали из жести, гнулись в сборочном цехе вручную. Множество приборов и электронное оборудование брали от ГАЗ-ММ и ГАЗ-М1. Число дополнительной электроники уменьшили до самого возможного минимума. Не было даже показателя уровня температуры ОЗ и давления масла.

ГАЗ-67 - минимум необходимого
ГАЗ-67 — минимум необходимого

ГАЗ-67 — технические характеристики

Хотя конструкция ГАЗ-67 был утверждена и он производился серийно, различные доработки вносились практически постоянно. Поскольку поменять что-то даже немного не получалось автономно, приходилось вносить правки в другие элементы автомобиля и это тянулось бесконечно. О характеристиках советского внедорожника можно рассказать следующее:

  • Он имел длину 3.3 метра, колесную базу 2,1 метра, ширину 1,5 метра. Движок ставили от ГАЗ-М1 на 3,2 литра, выдающий на 2,800 оборотах 50 л.с. Интересно, что при массе в 1,2 тонны джип изначально мог ехать со скоростью до ста километров в час;

  • После обнаружения и признания отвратительной боковой устойчивости, решили существенно расширить колею с 1,2 до 1,4 метра. Это повлекло за собой целый ряд доработок: способ крепления глушителя, специальные вентиляционные отверстия и даже доработка конструкции рамы — сделали много вроде бы мелких, но серьезных правок;

  • Поскольку первый автомобиль имел укороченную базу, задний промежуточный кардан на него не ставился. Передний кардан был открытм, с обыкновенными шарнирами на простых подшипниках. Чтобы внедорожник мог въезжать под углом до 75 градусов, его передний мост установили на четыре рессоры четвертьэллиптического типа;

  • Чтобы движение внедорожника стало более устойчивым, все шарниры внутри рессор оборудовали надежными втулками с резьбой и небольшой защитой, а также пальцами всё от того же ГАЗ-11-73. Задние рессоры расположили над мостом, что позволило значительно увеличить клиренс автомобиля;

  • Поскольку в задние амортизаторы почти не работали (а также из-за их дефицита) их оттуда вовсе убрали. Как и задний стабилизатор поперечной устойчивости, от которого решили отказаться;

  • А проблемы с задними полуосями практически наверняка устранились благодаря их изготовлению из хромансиля;

  • На автомобили ставили трофейные немецкие карбюраторы «Стромберг» от авто «Mercedes», поэтому мощность двигателя стала уже 54 л.с. Интересно, что в будущем советские конструкторы полностью освоили этот карбюратор, выпустив на его основе популярный К-23. Интересно, что воздушный фильтр не ставился на карб сверху, а монтировался сбоку от двигателя, присоединяясь к карбу через трубу.

По итогу всех доработок был создан внедорожник повышенной проходимости ГАЗ-67 в финальной редакции. Если сравнивать его с оригинальным ГАЗ-64, то можно увидеть незначительно выросшую длину, возросшую ширину и массу. За счет увеличения ширины всего авто увеличилось и его лобовое сопротивление, поэтому максимальная скорость снизилась до 88 км/ч, но вот тяговое усилие стало значительно более высоким, составив 1050кг.

ГАЗ-67 - колонна едет на фронт
ГАЗ-67 — колонна едет на фронт

Оригинальной фишкой ГАЗ-67 стал руль на четыре спицы. Он имел гнутый обод из дерева диаметром 365мм. Создание такого руля было реализовано за сутки, так как на производстве закончился карболит. Несмотря на то, что руль имел архаичный вид, многие полюбили его за комфортное управление и, впоследствии, за оригинальность.

Внешний вид ГАЗ-67 был достаточно крепким, хорошо сбитым и вызывал чувство уверенности в том, что на таком проедешь по любым тропам и бездорожью. Использование внедорожника в любой местности по любой погоде привлекало к ней усиленное внимание фронтовиков, поэтому во время войны ГАЗ-67 был очень известным, хоть и немногочисленным автомобилем. Конструктор ГАЗ-67 В.А. Грачев за его создание удостоился Сталинской премии.

ГАЗ-67 - вариант с тентом
ГАЗ-67 — вариант с тентом

ГАЗ-67 — послевоенные и современные годы

Когда наступили мирные времена советский внедорожник продолжили выпускать и значительно его производство расширили. Особенно популярна машина была в сельской местности, где использовалась практически повсеместно. Для многих сельских хозяйств именно этот «газик» был наиболее желанным авто и, если была такая возможность, ГАЗ-67 старались брать в хозяйство. Так как до войны подобных автомобилей в сёлах попросту не было, его популярность вполне объясняется.

Хорошо продавался он не только у нас, но и за рубежом. После конца войны его поставляли в Австралию и различные восточные страны.

Последний ГАЗ-67 выехал из своего цеха в 1953-м году. Всего собрали практически 93 тысячи этих интересных, удобных и уникальных советских внедорожников.

ГАЗ-67
ГАЗ-67

Этот автомобиль получил еще и ряд гражданских достижений, за что его можно отметить дополнительными плюсами. Например, весной в 1950-м году именно лёгкая модификация ГАЗ-67 смогла взобраться на вершину Эльбрус! А уже летом 1950-го модификация ГАЗ-67Б успешно работала на дрейфующей льдине СП-2, где использовалась на протяжении многих лет как транспортный автомобиль и тягач.

В 1949-м году ГАЗ-67Б впервые спрыгнул с парашютом из ТУ-2. А популярный какое-то время вертолет М-4 разрабатывался из расчета на транспортировку именно этого автомобиля.

ГАЗ-67 - современный восстановленный
ГАЗ-67 — современный восстановленный и тюнингованный

ГАЗ-67 — история создания легендарного автомобиля: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *