ГАЗ-62 — советский грузовой внедорожник

ГАЗ-62 образца 1952 года
ГАЗ-62 образца 1952 года

Легендарный ГАЗ-66 был разработан не с нуля — он имел предшественника, который выпускался малыми сериями и в различной комплектации. Это ГАЗ-62, который делали начиная с 1940-го по 1959 год. Было выпущено немного грузовиков 4х4, в основном это были прототипы и мелкие серии для специальных нужд. Но в качестве основы ГАЗ-66 последняя модель 62-го 1959-го года всё же послужила.

ГАЗ-62 — первый вариант 1940-го года

ГАЗ-62 образца 1940 года
ГАЗ-62 образца 1940 года

ГАЗ-62 образца 1940-го года стал рассветом грузовых внедорожных автомобилей на формуле 4х4.. Подавляющее большинство старых грузовых автомобилей подобного класса были на формуле 6х4, а для военных запросов того времени было не актуальным.

ГАЗ-62 оснащался неплохим бензиновым двигателем от ГАЗ-11 (он же ГАЗ-51) с 6 цилиндрами и 76 л.с. При объеме в 3,5 литра этот агрегат мог обеспечить необходимую мощность даже такому тяжелому грузовику, как ГАЗ-62.

Что касается экстерьера, то грузовик был очень похож на ГАЗ-ММ — более популярный грузовичок, производимый в Союзе серийно. Например, кабину для внедорожника взяли именно с ГАЗ-ММ.

ГАЗ-62 образца 1940 года
ГАЗ-62 образца 1940 года

В 1941 году, через год после старта производства оригинальной модели, выпустили ГАЗ-62 с более хорошим двигателем — на 85 л.с. Тесты показали шикарную проходимость в условиях полного бездорожья — даже с грузом в 2 тонны грузовик мог без проблем проходить овраги до 40 сантиметров и преодолевать снежную целину до 60 сантиметров.

ГАЗ-62 образца 1952-го года

ГАЗ-62 образца 1952 года
ГАЗ-62 образца 1952 года

После началась Вторая Мировая Война и производство ГАЗ-62 свернули. Но наработки не канули в небытие — их использовали при производстве ГАЗ-63. Серийно грузовик 4х4 так и не начал производиться.

Но после того, как война окончилась, чуть позже, уже в 1952 году, ГАЗ-62 опять решили возродить, но уже в новом облике. В то время по ленд-лизу поставлялся в нашу страну Dodge W-52 (¾), высоко ценившийся военными в полевых условиях за свою простоту и хорошую надежность.

ГАЗ-62 образца 1952 года
ГАЗ-62 образца 1952 года

Экстерьер у ГАЗ-62 образца 1952 года был очень похож и на этот Dodge, и на ГАЗ-69, только в более крупном кузове. Грузовик-внедорожник получил габариты 5000х2100х1800мм и мог перевозить или 12 человек, или 1,2 тонны поклажи. Силовой агрегат на этот внедорожник ставили всё тот же, что и изначально, от ГАЗ-11.

К интересным фактам по второй версии полноприводного грузовика можно отнести несколько новшеств, которые решили ставить после войны (где они хорошо себя зарекомендовали). Например, у этой версии ГАЗ-62 были полностью изолированные барабанные тормозные механизмы, интересный и инновационный на то время отопитель с возможностью обдува лобового стекла, регулируемые по жесткости задние рессоры (регулировались, на бездорожье можно было бы обеспечить более плавную езду). Конструкторы сделали оригинальную арку для запасных колес, но решение не прижилось и после того, как ГАЗ-62 сделали с крупным кузовом, запасное колесо стали располагать горизонтально.

ГАЗ-62 образца 1952 года
ГАЗ-62 образца 1952 года

Вторая версия ГАЗ-62 была модифицирована несколько раз. Например, в 1956 году был сделан очень интересный образец, работающий по формуле 8х8 — это ГАЗ-62Б, послуживший прототипом для полноценных вездеходов, создаваемых чуть позже. Про него известно немного — поворотный механизм работал за счет передней тележки и четырех колес. Была плавающая разновидность, называлась ГАЗ-62П — там был привод на винт и плавающий корпус, но ни первый, ни второй проект так и не получили полноценного развития (хотя наработки, несомненно, использовались в других проектах ГАЗ).

ГАЗ-62Б образца 1952 года
ГАЗ-62Б образца 1952 года

Вторую версию ГАЗ-62 показывали в 1958 году на ВДНХ, на тематической выставке по перспективным советским разработкам. Но в силу конструкционных сложностей проектировки в серию этот грузовик 4х4 так и не вошел. Хотя его прототип в виде уже упомянутой модели Dodge W-52 продолжали делать практически до начала 90хх годов.

ГАЗ-62 образца 1959-го года

ГАЗ-62 образца 1959 года
ГАЗ-62 образца 1959 года

Самой последней версией ГАЗ-62 стал образец 1959-го года, который даже поставлялся в армию. Делали его практически с нуля и время разработки было рекордными — чуть меньше года разрабатывался автомобиль и проектировались его основные узлы. Разработка грузовика 4х4 велась по четкому техническому заданию — он должен был уметь буксировать батальонные орудия, перевозить боевые расчеты и боеприпасы, различное вооружение и личный состав. В задании также значилось, что грузовик будут скидывать десантом с воздуха (из-за этого требования были уменьшены его габариты до фактических 4870х2100х2385мм).

Верх кабины ГАЗ-62 образца 1959-го года стал брезентовым, а лобовое стекло — откидным. Съемными сделали и боковины дверей вместе со стеклами. Кроме того, по техническому заданию этот грузовик должен был уметь транспортировать средства связи с возможностью их полной развертки в кузове, транспортировать раненых в различном положении, а также служить базой для монтажа различных станций и установок технического назначения, от радио до электро. Грузоподъемность осталась прежней — 12 человек или 1,100 кг груза.

ГАЗ-62 образца 1959 года
ГАЗ-62 образца 1959 года

Для того, чтобы получить доступ к двигателю и другим узлам, кабину нужно было откидывать вперед, а сама она держалась на двух крупных пружинах. Ставился всё тот же 6-цилиндровый бензиновый агрегат на 3,5 литра, но его сделали чуть более экономичным.

Что касается технических усовершенствований, то на последнем ГАЗ-62 их было достаточно много: амортизаторы телескопического вида, главные передачи в мостах с новым гипоидным зацеплением, а также кулачковый тип межколесных блокировок, показавшийся тогда надежным и практически безотказным. Колеса оснащались распорными проставками, а также было много других интересных нововведений, которые нашли приемистость уже в ГАЗ-66.

ГАЗ-62 образца 1959 года
ГАЗ-62 образца 1959 года

Что же касается этого внедорожного грузовика, то готовая его версия могла преодолевать песок и полноценные болота с грязью с давлением в покрышках около 0,5 кгс/см2, что на тот момент было абсолютным достижением. Максимальная скорость на дороге — около 80км/ч при расходе в 16 литров на сотню километров. Грузовик оснащался двумя баками по 105 литров каждый, поэтому имел запас езды в районе 610 километров.

Испытания, проходимые ГАЗ-62, были преодолены им полностью успешно. Даже броды до 85 сантиметров и горки в 30 градусов давались ему относительно легко.

Чуть позже сделали версию с лебедкой, она называлась ГАЗ-62А.

После всех наработок грузовик 4х4 стали поставлять военным, но за 4 неполных года неспешного производства было выпущено 69 машин. В реальных условиях эксплуатации ГАЗ-62 показал себя хорошо, но были выявлены и определенные едостатки, поэтому в конце концов был выпущен ГАЗ-66, который уже прочно осел в нише грузовых советских внедорожников на целых 30 лет!

ГАЗ-62 — советский грузовой внедорожник: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *