ГАЗ-61 — серия внедорожников на базе ГАЗ-21

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73

Отечественная разработка внедорожников радовала интересными решениями, которые возникали из самых неожиданных вариантов. Например, ГАЗ-61 получился очень хорошей моделью, основанной на базе ГАЗ-21. Внедорожник разрабатывал В.А.Грачев, который уже занимался ГАЗ-21 и хорошо понимал, как нужно конструировать подобную технику. Но на этот раз было решено сделать полноприводный автомобиль, который должен был быть легче, проще и дешевле ГАЗ-21. Так и появилась линейка ГАЗ-61, которая в разные годы дополнялась различными модификациями и измененными решениями. К сожалению, массового производства этот отечественный внедорожник тоже не получил.

ГАЗ-61 — версия 61-40

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40

Первая версия этого советского внедорожника обозначалась как ГАЗ-61-40. Нужно сказать, что в те времена номенклатура автомобиля была с двойным индексом — сначала писали модель шасси, а через тире ставили модель кузова.

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40

Кузов 40 модели — открытый и таких автомобилей построили всего 6 штук. Производство выполнялось с 1938 по 1941 годы. Машины отличались оригинальной конструкцией привода передних колес — они имели шарниры одинаковых угловых скоростей, сконструированных по типу «Рцеппа». Чуть позже они были заменены на шарниры «Бендикс-Вейсс», которые использовались не только в ГАЗ-61, но и в других внедорожниках и простых автомобилях этого завода.

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40

Пятерка внедорожников была передана известным военачальникам того времени в эксплуатацию — К. Е. Ворошилову (для него изготовили специальную версию синего цвета), С. М. Буденному С. К. Тимошенко, Г. К. Жукову и К. К. Рокоссовскому. Но если во время летнего использования машины показывали себя с хорошей стороны, то зимой с открытым кузовом много не наездишься, поэтому в 1942 году была разработана следующая модификация, уже с закрытым кузовом.

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40

ГАЗ-61 — версия 61-73

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73

Версию ГАЗ-61-73 сделали сразу после того, как военным не понравилось ездить в первой версии внедорожника с открытым кузовом. Тут кузов был уже закрыт, автомобиль имел 4 двери и мог относиться к классу «седан». У высшего руководства комсостава РККА он пользовался хорошей популярностью. Во время войны, когда дорог толком и не было, на такой технике руководящему составу можно было передвигаться относительно безопасно в плане отсутствия беспокойства за то, что машина застрянет в самый неподходящий момент — проходимость у ГАЗ-61 была отличная.

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73

С закрытым кузовом ГАЗ-61 в разных модификациях вышел в количестве 194 штук. Производство велось во время Великой Отечественной войны. И несмотря на то, что сделали сравнительно немного подобной техники, в качестве люксовых полноприводных авто той эпохи ГАЗ-61 однозначно удался. Даже если сравнивать его в этом плане с Range Rover, которые тоже производились мелкими партиями для высших чинов своего руководства, ГАЗ выдерживает конкуренцию как в плане дизайна, так и в плане характеристик, проходимости и других качеств.

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73

ГАЗ-61-415 и 471

ГАЗ-61-415
ГАЗ-61-415

На базе оригинальной модели было произведено и два опытных пикапа, которые поставлялись на московский фронт в качестве истребителей танков. На них устанавливались орудия 57мм, которые представляли собой серьезную угрозу для немецкой техники. Внедорожник был маневренным и мог выполнять свои задачи оперативно и успешно. К сожалению, дальше двух образцов производство по различным причинам не сдвинулось. Было сделано 36 артиллерийских тягачей на базе открытой версии внедорожника — они пользовались хорошим успехом. А в качестве техники для руководителей и командного состава он продолжал производиться в значительно более высоких объемах..

ГАЗ-61-417
ГАЗ-61-417

В 1942 году производство было остановлено, так как страна испытывала недостаток в 6-цилиндровых двигателях и некоторых кузовных деталях.

ГАЗ-61 — характеристики

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40

Двигатель ставили от ГАЗ-11. Это был рядный 6-цилиндровый бензиновый агрегат, который работал совместно с карбюратором. Объем двигателя был почти 3,5 литра (3.480), а мощность составляла 85 л.с. при оборотах в 3.600. Коробку ставили на 4 ступени, механику. Длина автомобиля составляла почти 5 метров (4.800мм), а ширина — 2 метра. Клиренс у внедорожника варьировался от 215 до 234мм в зависимости от используемых покрышек. При массе в 1.650кг он показывал неплохую проходимость даже в условиях сложного бездорожья. Максимальная скорость была всего в 105 км/ч, но этого было более чем достаточно для условий его эксплуатации — для того времени это было и так довольно много.

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40

Сейчас найти отреставрированный ГАЗ-61 довольно тяжело — автомобилей осталось мало и в нашей стране их почти нет. Те же, что выставлены на продажу, имеют достаточно высокую стоимость даже имея насквозь ржавый кузов и серьезные проблемы с ходовой и мотором. Но для любителей старой техники эти варианты будут хорошим выбором под реставрацию, так как подобных внедорожников из СССР и так практически не осталось.

ГАЗ-61 — серия внедорожников на базе ГАЗ-21: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *